- Расскажи, а что это за история с твоей песней?Наум (Басовский): – В 1980 году я познакомился с композитором Игорем Егиковым, который писал песни на стихи хороших поэтов – Ахматовой, Самойлова, Рубцова, Ахмадулиной, Шефнера... Он написал четыре песни и на мои тексты. Хорошие, на мой взгляд, песни, но они не раскручены... А в 1986 году врач, лечивший меня от радикулита, оказался ещё и композитором. И он тоже написал несколько песен – три или четыре – на мои тексты. У него была даже идея написать ораторию на текст моего переложения «Экклезиаста». Что из этого получилось, я не знаю. Я и сам в давние годы сочинял песни – куда было деться от всеобщего поветрия... Но Кронгауз был резко против. Окуджаву он считал редчайшим исключением. Всего я написал десятка два песен и не жалею об их безвестности. Но одна моя песня получила, можно сказать, всесоюзную славу - увы, под чужим именем. Автором значится некий Наум Лисица. Он напечатал песню в каком-то киевском туристическом сборнике. И ничего никому не докажешь... Да бог с ним... Называется песня «Вальс в ритме дождя».
Наум БАСОВСКИЙ родился 7 мая 1937 г. в Киеве. Окончив Киевский педагогический институт, три года работал учителем физики и математики в сельской школе на Украине.С 1962 г. жил в Москве, работал в области технической акустики. Окончил ещё одно высшее учебное заведение – Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Автор более 30 научных публикаций и изобретений.Первые поэтические публикации относятся к 1977 году – в журнале "Новый мир" и газете "Московский комсомолец". В разные годы печатался в журналах "Юность", "Нева", "Студенческий меридиан", были также публикации в альманахах "День поэзии", "Трагедия и подвиг". В 1989 г. вышел в свет первый поэтический сборник – "Письмо заказное" (Москва, изд. "Советский писатель").В феврале 1992 г. репатриировался в Израиль. В настоящее время живёт в г. Ришон ле-Цион, до 2007 г. продолжал работать в области технической акустики. За время жизни в Израиле были многочисленные публикации в журналах "Алеф", "Двадцать два", "Иерусалимский журнал", "Ариэль", "Новый век" (Израиль), "Время и мы", "Вестник" (США), "Дружба народов", "Еврейская улица", "Новая еврейская школа", "Арион" (Россия), "Радуга", "Егупец" (Украина), "Крещатик" (Германия), "Черный квадрат" (Англия), "Lettres Russes" (Франция), в альманахах "Поэты Большого Тель-Авива", "Артикль", "Ришон", "Звездный ковчег" (Израиль), "Диалог", "Предлог" (Россия), в антологиях "Свет двуединый" (Россия), "Ориентация на местности", "Сто двадцать поэтов" (Израиль) и др. В изд. "Скопус" (Иерусалим) вышли в свет четыре сборника стихотворений и поэм: "Свободный стих" (1997), "Полнозвучие" (2000), "Об осени духа и слова" (2004), "Не смолк ни один мотив" (2007).Сборник "Свободный стих" удостоен премии Союза писателей Израиля за лучшую книгу года на русском языке (1999). Наум Басовский - дважды лауреат поэтического конкурса памяти Ури-Цви Гринберга (2004, 2006).В 2008 году в московском издательстве "Водолей Publishers" издан большой (656 стр.) сборник Наума Басовского "Анфилада", представляющий собой фактически его избранное за полвека - с 1957 по 2007 годы. В том же году российско-израильское издательство "Даат/Знание" опубликовало книгу Наума Басовского "Из ТАНАХА. Стихотворные переложения" (390 стр.) В 2009 году в Иерусалиме вышел в свет новый сборник "Возвращается эхо" (стихотворения 2007-2008 гг.)
Содержание: Диск 101. Фестивальная02. 20 лет03. Ева04. Курилка05. Палатка06. В ритме дождя07. Март08. Папин вальс09. Новогодняя10. Серёжки11. Две сестрички12. Похожий13. Трое14. Песня о бумагеМузыка: Наум ЛисицаТексты: Наум Лисица (1-14)Пение: Н. Лисица (1,2,4,7,8,11,12,14),В. Вишневецкая (9)А. Лисица: (10)А. и Н. Лисица: (3)А. Лисица и В. Вишневецкая: (5,6,13)Диск 201. Друг02. И мы встретимся...03. На пороге весны04. Поздняя дружба05. Старое танго06. Два гитариста07. Серебряная свадьба08. Воспоминание о Петербурге09. Я привыкаю...10. Муза11. Осень12. Той далекой весны...13. Палевая осень14. Весенняя песенка Музыка: Наум ЛисицаТексты: Наум Лисица (1,3-8,11,14)З. Полевая: (2)И. Витебский: (12)В. Рахман: (10)По мативам стихов Н. Лаптевой: (9,13),Пение: Н. Лисица (1,2,4,5,7,10-12),В. Вишневецкая (14)А. Лисица: (9,13)А. и Н. Лисица: (3,6,8)
Средь бела дня. Чем лучше песня, тем больше у нее авторов. Право отцовства песни "Свечи" у Александра Лобановского оспаривает ПетрСулоев. Много раз ловили за руку Михаила Звездинского, присваивавшего себечужие заслуги. На песню Наума Лисицы (Киев -- Филадельфия) "Вальс в ритме дождя" тоженашлись претенденты. Короче, как рассказывает Борис Шлеймович (Киев --Винница), когдаготовился сборник туристских песен "Люди идут по свету", его составительЛеонид Беленький спросил у Лисицы : -- НЈма, это точно твоя песня? -- Моя. -- А говорят, не твоя. -- Ну, если кому-то от этого будет хорошо, пусть будет не моя. -- Так и запишем, -- мысленно, видимо, произнес Леня Беленький, и песняпошла в печать как произведение анонимного автора. И с тех пор так и кочует-- сиротой.
Интересно, откуда такая точность записи беседы. Вроде как никто рядом не стоял.А теперь, как на самом деле!1. Сборник был "Среди нехоженых дорог...", а не "Люди идут по свету".2. Не Беленький спрашивал об авторстве у Лисицы, а наоборот, Наум признался Беленькому, что "В ритме дождя" - песня не его. Все-таки готовилась антология, в которой требовалась предельная точность. За что я благодарен Н.Лисице, иначе вышла бы ошибка.3. На том будем считать инцидент исчерпанным.
Чем лучше песня, тем больше у нее авторов. Право отцовства песни "Свечи" у Александра Лобановского оспаривает ПетрСулоев.А где Пётр Сулоев претендует на эту песню?