Advanced Search

АвторТема: Классические тайны русского шансона или "Откуда ма  (Прочитано 2696 раз)

Июня 19, 2007, 23:13:17
Прочитано 2696 раз

Оффлайн Радио Неформат

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 78382

  • Сообщений: 8

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 0

  • Дата регистрации:
    19-06-2007


  • Дата последнего визита:
    Ноября 21, 2008, 09:55:05


 Влад Михайлов (журналист, информационное бюро “Легендарные концерты”).  
Статья   “Классические тайны русского шансона”  или
         “Откуда масть катит, зёма?”

ВЗЛЁТ  РАЗРЕШАЕТСЯ
        В 1989 году в студиях звукозаписи Советского Союза появляется альбом “Несмотря ни на что” совершенно никому ещё неизвестного исполнителя АЛЕКСАНДРА НЕМЦА, поющего в сопровождении никому неизвестного музыкального коллектива. Качество звука явно недотягивало до обычно требуемых издателями норм и, тем не менее, московские студии быстро распространили запись практически по всей стране. Именно с этого момента бренд АЛЕКСАНДР НЕМЕЦЪ и оказывается в списках наиболее заметных и уважаемых представителей особого русского песенного жанра, объединяющего авторскую, дворовую, солдатскую и лагерную песню. А уже в следующем, 1990 году, сразу после выхода в свет второго альбома, автор текстов, считающийся основоположником проекта, Владимир Воронежский (г.Воронеж) и его ближайший друг автор музыки и певец Александр Немец, наряду с такими признанными свободными артистами, как Александр Новиков, Полотно, Антон Токарев, Никита Джигурда, приглашаются к участию в Первом историческом шоу-фестивале лучших исполнителей неформального музыкального жанра “Русский шансон”, который проходил в Москве, в театре Эстрады.
        Итак: в 1989 году два не имеющих никакого отношения к профессиональной музыке провинциальных товарища, один из Воронежа, другой из Челябинска, в простейших условиях записывают свой первый альбом, а в 1990 году они под общим именем АЛЕКСАНДР НЕМЕЦЪ уже в небольшом числе ещё недавно полузапрещённых всесоюзных известностей, которым впервые в истории нашего государства предоставляется право выступления на сцене Московского театра Эстрады – Главной концертной площадке страны.
        Такой взлёт кажется почти что невероятным, и для меня до сих пор остаётся загадкой почему всё это произошло так быстро и кто этому на самом деле способствовал.

МОСКОВСКИЕ  СКАЗКИ
        По словам Владимира Воронежского, теперь уже легендарный альбом “Несмотря ни на что”, позднее переизданный в серии дисков “Классика русского шансона” под названием “Первый альбом”, был записан на одной из обычных квартир в Юго-Западном микрорайоне города Воронежа на примитивной аппаратуре, но с участием таких очень хороших воронежских музыкантов, как В.Бондаренко, В.Павлишин, С.Войлочников, уже в то время владеющих высокотехнологичными электронными музыкальными инструментами, и затем попросту передан в Москве в две первые попавшиеся студии звукозаписи. У меня нет никаких оснований сомневаться в правдивости слов В.Воронежского, однако, то, что касается двух первых попавшихся студий звукозаписи, это всё же больше похоже на красиво придуманную сказку. Любой рядовой, хотя бы даже и талантливый исполнитель, стремящийся к успеху, прекрасно знает, что так быстро и легко такие вопросы в нашем шоу-бизнесе сами по себе вряд ли решаются, не говоря уж о тех, ещё советских, временах.

НЕУДЕРЖИМАЯ  “КОЛОННА”
        Второй альбом записывается в Москве в 1990 году. И тут же песня из него, “Колонна”, опять же каким-то странным образом, совершенно беспрепятственно попадает в Останкино, звучит в передачах центральных радиостанций и получает в народе статус одной из лучших песен на Афганскую тему. Сам В.Воронежский утверждает, что хорошая песня в Москве, в отличие от провинции, без особого труда находит путь к слушателю: “Там проще встретить понимание, получить верную оценку, нежели, допустим, в Воронеже. Здесь у музыкальных журналистов меньше решительности и более нерациональна, застойна система знакомств и профессиональных связей. Но с “Колонной” нигде не было проблем”.
        Что касается песни “Колонна”, то её действительно можно назвать замечательной песней. Мне тоже приходилось видеть, как люди, слушая её, буквально замирают, меняются в лице и, случается, плачут; как бывалые мужики во время застолья, слушая её, поднимаются с мест, считая, что за такую песню надо пить только стоя; как молодые ребята и девчонки, дружной многочисленной толпой, решительно двигаясь в неизвестном направлении, врубив на всю громкость свой старенький кассетник, все вместе, отчаянно, на весь свой ночной райцентровский городок выкрикивают вместе с мужественным героем А. НЕМЦА его знаменитое трагически-апофеозное обращение к погибшему другу: “Санёк!!!”. Ничего не скажешь - “Колонна” действительно производит сильное впечатление. Кстати, ещё к одному удовольствию воронежцев, хочу отметить, что инструментальную обработку и этой песни делал тоже наш воронежский музыкант – С.Войлочников.  

МАЛЕНЬКИЕ  ХИТРОСТИ – ДВИГАТЕЛЬ  ТОРГОВЛИ?
        Но это лишь часть решения задачи: создать по-настоящему сильный текст, подобрать к нему свою мелодию, наиболее удачный вариант вокального исполнения и оркестровки, записать песню, свести её. Всё это, при соответствующем старании, авторам и музыкантам можно осуществить и организовать своими силами. Совсем другое дело - вопрос централизованного массового распространения, тиражирования уже готовой работы. Мне кажется, что и тут В.Воронежский, тоже невольно или умышленно упрощает ситуацию. Не так уж легко и в Москве решить проблему популяризации даже очень хорошей песни, или программы. А насколько известно мне, с самого начала все альбомы А.НЕМЦА поступали в студии звукозаписи страны безо всякого промедления. К тому же, позднее все они были переизданы на дисках, как лицензионных, так и пиратских, причём некоторые из них (например, “Черта” и “В наши суетные дни”) непрерывно переиздаются и поныне. Существует более 30-ти наименований дисков, в которых фигурируют альбомы А.НЕМЦА или отдельные песни из них. Общий же тираж таких дисков, продаваемых в России и за рубежом, естественно, сосчитать просто невозможно.
        Всё вышеизложенное говорит о том, что данный проект с самого начала так или иначе поддерживается людьми, как минимум, имеющими непосредственное отношение к московским музыкальным издательствам. Не случайно и сегодня обширная информация о А.НЕМЦЕ, которую можно найти в Интернете, в основном исходит от разнообразных интернет-магазинов и музыкальных порталов, предлагающих к прослушиванию свои лучшие ресурсы формата мп3. А иногда встречающиеся биографические данные авторов порой противоречивы и далеко не полностью соответствуют действительности.
        Скорее всего, такая, явно, неслучайная недоступность реальной информации о талантливом, не совсем обычном авторе-исполнителе и способствует неугасанию со временем слушательского интереса к его творчеству, а в среде немалочисленных любителей качественного по содержанию шансона А.НЕМЕЦЪ и сейчас считается одним из самых уважаемых и “модных” на сегодня неофициозных исполнителей.

СВОИ  СРЕДИ  СВОИХ
        Существует вполне обоснованное убеждение, что В.Воронежский и А.Немец изначально стояли на очень простых позициях: в своём деле они всегда были фанаты своего дела, им всегда важнее всего был творческий результат, творческий успех. Но могли ли первые же песни В.Воронежского и А.Немца в кратчайшие сроки завоевать сердца влиятельных столичных поклонников, без промедления открывших этим песням путь к нам, обычным слушателям и ценителям настоящей шансонной песни? Получается, что могли. Хотя, почему бы не предположить, что именно теми, столичными людьми, имеющими очень большие возможности в мире музыкального бизнеса, как это обычно бывает, и был задуман и осуществлён данный проект, к участию в котором они попросту пригласили своих способных друзей (а может быть даже и вовсе своих родственничков) из богатой на таланты провинции  – Владимира Воронежского и Александра Немца. Слишком уж гладко и организованно всё у них шло с самого начала, причём сразу же на таком уровне известности, достижение которого - несбыточная мечта многочисленной армии самодеятельных авторов и певцов.
        И дальше тоже всё происходило как по заранее расставленным нотам. Третий альбом был записан в 1992 году в г. Санкт-Петербург с участием известных питерских музыкантов (с тех пор он не раз переиздавался, в том числе в серии дисков “5-ти звёздочный шансон” в шикарном подарочном оформлении). Три следующих альбома записывались на студии, специально оборудованной для этого в г.Челябинск, явно, с “отборными” местными музыкантами. Именно там, на Урале, сделаны альбом “Черта” – своеобразнейший признанный хит жанра, и альбом “Натура” – не настолько популярный, но тоже по своему запоминающийся и немало добавляющий к авторитету и без того высококлассного бренда.

ЧЕМ  ВОРОНЕЖ  ХУЖЕ  МОСКВЫ?
        Я давно уже перестал удивляться тому, что в Челябинске поклонников творчества А.НЕМЦА всегда было несоизмеримо больше, чем в Воронеже. Да и в целом, как мне кажется, Воронеж к достижениям своих как официальных, так и неформальных известностей более равнодушен, или просто ещё не умеет современно распорядиться имеющейся информацией. Между тем, на одном из крупнейших шансонных сайтов страны одними из самых лучших авторов современного шансона были названы не Танич, не Кучин, не Амирамов, не Трофим, не другие производящие на нас впечатление имена, а Владимир Воронежский и ещё один наш земляк Владимир Бочаров, песни которого входили и в репертуар Михаила Круга.
        Не так уж много воронежцев нашего времени добиваются широкого признания за пределами родного края. Но уже не так уж их и мало. И по большому-то счёту мне всё равно, каким путём шли к своей цели, например, Ю.Началова, актёры С.Селин, С.Астахов, артист разговорного жанра Ищенко, ди-джей М.Гребенщиков, или такие “неформалы” как Комар, Хой, НЕМЕЦЪ (В.Воронежский), В.Бочаров, “Бутырка”. Главное, что они наши, что они сумели добиться своего, обратить внимание огромного множества людей на своё творчество, на свои личности, на свои имена, а значит и на нас, на наш город. Москве любая известность хороша. Москва блещет во все стороны своими и не своими известностями всех видов искусств и направлений, сама делает себя ещё ярче, ещё интереснее, ещё выигрышнее. Может быть и нам пора?  
                     
Специально для воронежских коллекционеров русского шансона редкое фото:  В.Воронежский и А.Немец. Остров Сахалин. 80-е годы. Возможно, где-то там и сокрыта одна из главных тайн этого проекта, так стремительно вошедшего в историю российского шансона. С недавних пор появилась новая неожиданная, но, как бы, очень много объясняющая версия: некую роль в их общей судьбе сыграла московский экстрасенс, гипнотерапевт,  ученик великого предсказателя гипнотезёра Вольфа Мессинга, знаменитая Ольга Мигунова, первая встреча с которой у них произошла в дни её визита на о.Сахалин во время посещения ею воинской части, в которой они служили.

12.07.2007   Ответ для SVV и для  Milky Man
      Я не думаю, что «Бутырка» работает на пренебрежении к творчеству Комара, Немца (Воронежского), Бочарова. Да и в любом случае появление «Бутырки» всё равно ведь не закрывает предыдущих славных страниц воронежского шансона, а просто добавляет ещё одну, очень удачным для нас с вами, воронежцев, образом расширяя диапазон своеобразия личностей этой истории. А они все абсолютно разные, у каждого свой подход к лирике, к социальной песне, к блатной, к военной. Именно поэтому мы сегодня можем говорить о том, что у Воронежа есть своя, особая история очень уважаемых в российском шансоне имён.
     А если говорить вообще о протестном творчестве, то список будет ещё шире: Комар, Хой, Немецъ (Воронежский), Бочаров, М.Гребенщиков, «Бутырка». Такому списку может позавидовать любой город, в том числе и так называемый «каторжанский» Челябинск, где из известных «неформалов» один лишь НЕМЕЦЪ (А.Немец), но зато почему-то есть «Ариэль» и есть Олег Митяев. Давайте же обгоним столицу Южного Урала и по этим направлениям. Всё ведь на самом-то деле определяется не количеством водителей маршрутных такси в городе, а, порой, всего лишь соотношением степени всероссийской известности конкретного местного исполнителя и степени творческой развитости местных «музыкальных» СМИ. Ну а пока что, спасибо «Сектору газа», хорошему воронежскому шансону, хорошим воронежским киноактёрам, хорошей детской попсе, которые уже очень хорошо, и, увы, без умелого участия воронежской журналистики, сделали своё дело. И спасибо тем из воронежцев, кто только начинает свой совершенно самостоятельный путь к настоящему творческому успеху. Я – ваш фанат!