Advanced Search

АвторТема: The Yardbirds  (Прочитано 2099 раз)

Марта 17, 2011, 12:02:42
Прочитано 2099 раз

Оффлайн black-rook

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 31906

  • Сообщений: 17 567

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 1343

  • Дата регистрации:
    06-11-2006


  • Дата последнего визита:
    Июня 26, 2020, 20:26:56


  • Пол: Мужской

The Yardbirds
« : Марта 17, 2011, 12:02:42 »
 

The Yardbirds главным образом известна как отправная точка для творчества трех величайших гитаристов Эрика Клэптона (Eric Clapton), Джеффа Бека (Jeff Beck) и Джимми Пэйджа (Jimmy Page). Несомненно, влияние этих личностей на развитие рок-музыки огромно, и они и по сей день пребывают в числе наиболее авторитетных и уважаемых инструменталистов, но и вклад The Yardbirds в современную рок-культуру также нельзя недооценивать. При всей спонтанности и хаотичности экспериментов этого коллектива, при всей недоработанности и сырости его музыкального материала, The Yardbirds была одной из тех групп, благодаря которым рок-музыка стала обретать серьезное выражение лица, постепенно отказавшись от того, чтобы быть только лишь «музыкой для ног», или средством для выражения «молодежного протеста». Она оказалась одной из первых групп, отважившихся на подобные новшества, по своей смелости сравнимые, разве что, с модернистскими устремлениями первых арт-рокеров конца шестидесятых. А если абстрагироваться от оценок ее музыки по части «цельности», «прогрессивности» и «места в истории», то можно услышать много очень достойных песен, «цепляющих» своей яркой мелодикой, драйвом и энергичностью. Хотя, стоит признать, что у группы было предостаточно и откровенно слабых и неудачных вещей.

А начиналось все в далеком 1963 году, когда члены полуакустического проекта Metropolis Blues Quartet Кит Релф (Keith Relf) (р. 22 марта 1943, Ричмонд, Англия, у. 14 мая 1976; вокал, гармоника) и Пол Самвелл-Смит (Paul Samwell-Smith) (р. 8 мая 1943, Ричмонд, Англия; бас) скооперировались с Крисом Дрейем (Chris Dreja) (р. 11 ноября 1944, Сурбитон, Англия; ритм-гитара), Энтони «Топ» Топэмом (Anthony «Top» Topham) (лидер-гитара) и Джимом Маккарти (Jim McCarty) (р. 25 июля 1943, Ливерпуль, Англия; ударные) собрались вместе и, назвавшись The Yardbirds, начали потихоньку играть ритм-энд-блюз, подражая заокеанским знаменитостям. Но через пару месяцев шестнадцатилетний Топэм решил продолжить академическое обучение (впоследствии он работал сессионным гитаристом), и в октябре того же года был заменен Эриком Клэптоном (Eric Clapton) по прозвищу «Slowhand» (Эрик Клэпп, р. 30 марта 1945, Рипли, Англия), учившимся вместе с Рельфом в художественном колледже.

В 1963 году группе посчастливилось аккомпанировать знаменитому американскому блюзмену Сони Уилльямсону (Sony «Boy» Williamson), в результате чего на свет появился концертный альбом Sonny Boy Williamson & the Yardbirds. Надо заметить, что музыкантам отводилась всего лишь роль группы, играющей на заднем плане, но она в то время и не была достойна другой участи. Молодой-зеленый Клэптон тоже не на высоте, но это только начало музыкальной карьеры будущей знаменитости.

Через год группу заприметил и подобрал владелец клуба Crawdaddy Джорждио Гомельски (Georgio Gomelski), незадолго до этого упустивший The Rolling Stones. Его привлекла необычная по тем временам для рокеров высокая техническая подготовка музыкантов, их талант и высокая работоспособность.

В обновленном составе The Yardbirds исповедовали классический чикагский ритм-энд-блюз. Вслед за Rolling Stones группа избрала своей резиденцией популярный ричмондский клуб Crawdaddy, чей владелец, Джорджио Гомелски принял на себя роль менеджера группы. Команда выпустила два неплохих сингла I Wish You Would и Good Morning Little Schoolgirl, привлекшие интерес со стороны критиков, однако широкую известность ей принес дебютный альбом Five Live Yardbirds. Диск был записан во время выступления группы в легендарном клубе Marquee (отсюда и название Five Live Yardbirds). Альбом вышел в 1964 году. Особое внимание на нем привлекала кавер-версия песни Smokestack Lightning. Группа исполняла каверы на блюзовые стандарты тех лет, но делала это так, что не оставалось сомнений - перед нами интереснейший и самобытный коллектив, у которого есть все шансы вырваться наверх. Мастерство инструменталистов уже не вызывало никаких сомнений, да и по части «собственного лица» с ним было все в порядке. Яркой отличительной чертой, выделявшей The Yardbirds из числа рок-коллективов того времени, была оригинальная и узнаваемая гитарная техника Эрика Клэптона, подававшего уже тогда довольно серьезную заявку на звание лучшего рок-гитариста своего времени. К сожалению, альбом не нашел должного отклика у публики. Для Великобритании он был слишком блюзовым, а для США слишком экспериментальным. Он явно опередил свое время, но при этом сыграл значительную роль в формировании будущего лица рок-музыки.

Тогда группа решила несколько изменить направление удара, отклонившись от классической блюзовой линии в сторону британского варианта ритм-энд-блюза, то есть обычной поп-музыки тех лет. Следуя новой концепции, группа выпустила сингл For Your Love, написанный специально для нее популярным поэтом-песенником Грэмом Гоулдманом (Graham Gouldman). При всей стандартной поп-мелодичности этого хита, звучал он очень свежо, ярко и, что самое главное, не копировал чье-либо удачное поп-творение. Результат не заставил себя ждать. Второе место в Англии и шестое в США - закономерный итог сотрудничества профессионального сонграйтера с не менее профессиональными и виртуозными исполнителями. Голдман обеспечил The Yardbirds еще парочку хитов - Heartful Of Soul и Evil Hearted You, последний из которых соседствовал в чартах с композицией самих членов группы - Still I’m Sad.

Но было у такого перерождения еще одно последствие, и не столь приятное. Клэптон, не пожелавший отходить от чистого блюза и не довольный возросшим весом клавишных, не дававших ему развернуться в полную силу, оставил коллектив. Недолго поработав в составе Bluesbreakers Джона Мэйолла (John Mayall), он стал одним из основателей ныне легендарного трио Cream, но это уже другая сказка.

Вместо него был приглашен Джимми Пэйдж (Jimmy Page), имевший к тому времени славу одного из сильнейших сессионных гитаристов Великобритании. Пэйдж, не решившийся поначалу променять выгодную и не слишком ответственную профессию сессионщика на работу в столь нестабильной группе, сосватал в The Yardbirds своего приятеля Джеффа Бека (Jeff Beck). Бек играл тогда в группе Tridens, прозябавшей где-то на периферии, и терять ему было нечего. Если Клэптон считал попытку оставить занимаемые блюзовые рубежи своего рода предательством и потаканием публике, то Бек видел в ней возможность для не обузданного блюзовыми рамками экспериментаторства и работы с саундом. Учитывая его страсть к опытам со звуком, стоит заметить, что такое его решение кажется вполне свободным и естественным.

Покинувший группу Клэптон явно не прогадал, да и The Yardbirds в накладе не остались. Бек великолепно вписался в коллектив, где с успехом оттачивал свое мастерство, готовясь к сольной карьере. Проработав в The Yardbirds всего полтора года, Бек, наряду с Хендриксом и Клэптоном, оказал сильнейшее влияние на развитие гитарной техники в шестидесятых, предвосхитив появление хард-рока. Во многом, именно благодаря ему, группа стала как бы предтечей Cream и Led Zeppelin, влияние которых на хард-рок переоценить сложно.

В общем, с группой все было в порядке. Она активно гастролировала, выпускала синглы, занимавшие высокие места в английских и американских хит-парадах, и экспериментировала, экспериментировала, экспериментировала. В звучании группы стали появляться черты психоделии, восточные мотивы, необычные для того времени мощные и жилистые гитарные риффы… То есть группа росла и развивалась, пребывая в авангарде прогрессивного музыкального движения тех лет. Примерно в то же самое время Америку захлестнула волна популярных английских коллективов, получившая символичное название «британского вторжения». The Yardbirds стала одной из тех команд, которые были желанными гостями на американской земле, концерты которых проходили в переполненных залах, а увековеченная на виниле продукция пользовалась неизменным успехом.

Первый и, по сути, единственный полноценный студийный альбом группы (сборники и компиляции синглов не в счет) вышел в 1966 году. В записи пластинки принимали участие: Джеф Бек - гитара \ бас \ вокал, Джимми Дэйдж - гитара \ бас, Джим Маккарти - ударные, Крис Дрейя - ритм-гитара, Кит Рельф - гармоника \ вокал, Пол Сэмюэлл-Смит - бас, Джон Пол Джонс - (John Paul Jones) бас. Группа исполняла довольно необычную по тем временам музыку, а некоторая неровность материала даже добавляет ей прелести и обаяния. Яркие мелодии, драйв, интересные, хотя и несколько корявые (если оценивать по сегодняшним меркам) гитарные соло и неплохая работа ритм-секции делают альбом одной из лучших работ шестидесятых, тем более что качество звука очень даже приличное.

Летом 1966 года группу оставил Сэмюэлл-Смит. Тогда Джимми Пэйджу (Jimmy Page) (Джеймс Патрик Пэйдж, р. 9 января 1944, Хестон, Англия) было повторно предложено влиться в коллектив, и Пэйдж, который был уже по горло был сыт сессионной работой, это предложение принял. Подхватив брошенную бас-гитару, он присоединился к группе. Периодически, он переключался на гитару, а на басу тогда играл Дрейя. Вот этому-то составу бы жить да жить! Наличие в группе двух гитаристов-виртуозов давало ей великолепный шанс выбиться в высшую лигу, но это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Этот состав успел записать всего лишь один сингл Happening Ten Years Time Age. Так же Бек и Пэйдж вместе засветились в фильме Микеланджело Антониони Blow Up, где они исполнили хард-роковую композицию The Train Kept-a-Rolling (другое название Stroll On).

К сожалению, неуживчивый и тщеславный Бек (находившийся к тому же на грани нервного срыва) предпочел сольную карьеру. С его уходом дела у группы пошли из рук вон плохо. В довершение ко всему, продюсер Микки Моуст (Mickey Most), взявшийся в 1967 году вести группу, упорно тянул ее в сторону попсы. Вследствие этого, синглы, обильно выходившие из под пера Джимми Пэйджа и компании, были чрезвычайно неоднородны. Закончилась история The Yardbirds далеко не на самой мажорной ноте: последний студийный альбом Little Games получил в США столько отрицательных рецензий, что в Англии его выпустить так и не решились. В конце концов, Рельф и Маккарти, тяготевшие к более мягкой и мелодичной акустической музыке, ушли, чтобы организовать первую инкарнацию фолк-арт-рокового коллектива Renaissance с сестрой Рельфа в качестве вокалистки, а Джимми Пэйдж занялся подбором новой команды. Этот коллектив, откатав турне под названием New The Yardbirds (так требовали условия контракта), переименовался в Led Zeppelin, но это уже совсем другая сказка, и история этого коллектива слишком значима и богата событиями, чтобы касаться ее вскользь.



Дальнейшая судьба экс-членов The Yardbirds сложилась по-разному. Клэптон и Бек… о них разговор особый, ведь они на сегодняшний день являются не менее авторитетными и знаменитыми гитаристами, чем Пэйдж. Крис Дрейя вообще забросил сцену, предпочтя карьеру профессионального фотографа. В середине восьмидесятых он некоторое время работал в хоть и исключительно «звездной», но совершенно серенькой группе Box Of Frogs, но это не в счет.

Рельф и Маккарти, после выхода двух довольно вполне приличных, но коммерчески не удавшихся альбомов Ренессанса, в 1973 году распустили группу. Рельф уехал в Штаты, где основал хард-блюзовую группу Armageddon, выпустившую всего один альбом. В 1976 году была предпринята попытка реорганизации Renaissance, но в результате гибели Рельфа от удара электрическим током, она оказалась неудачной. В конце концов Ренессанс был возрожден, но совершенно в другом составе, а Маккарти продолжил разработку фолк-арт-роковой линии в составе Illusion. В середине восьмидесятых он совместно с бывшими коллегами по The Yardbirds Крисом Дрейя и Полом Сэмюэл-Смитом организовал группу Box Of Frogs, а в конце того же десятилетия - группу имени себя McCarty Band, записавшую четыре блюзовых альбома.

С начала девяностых Маккарти и Дрейя не раз предпринимали попытку реформировать The Yardbirds, но дальше нескольких выступлений (в ознаменование принятия The Yardbirds в Зал Славы Рок’н’Ролла) дело не пошло. Да и стоило ли ожидать от группы чего-то особенного, если ни Бек, ни Клэптон, ни тем более Пэйдж в ней так и не появились? В начале нового тысячелетия дела у них пошли относительно неплохо, настолько неплохо, насколько это возможно для легендарной группы без лидер-гитариста экстракласса. В 2002 году группа выпустила студийный альбом Birdland. Помимо Маккарти и Дрейя в группу на тот момент входили: Гипи Майо (Gypie Mayo) [Ex- Dr. Feelgood] - гитара, Джон Идэн (John Idan) - бас \ вокал и Алан Глен (Alan Glen) - гармоника. В качестве гостей в записи пластинки поучаствовали: Джефф Бек, Брайан Мэй (Brian May), Стив Вэй (Steve Vai), Слэш (Slash), Джо Сатриани (Joe Satriani), Джонни Ржезник (Johnny Rzeznik), Стив Лукатер (Steve Lukather) и Джефф «Скунс» Бэкстер (Jeff «Skunk» Baxter).

Событием альбом не стал. Самим по себе грамотным исполнением сейчас уже никого не удивишь, а сказать что-то принципиально новое в блюз-роке в наше время не удается никому. Пластинка в общем неплохая, но множество молодых коллективов сейчас играет подобную музыку гораздо интересней и ярче. Так что время группы, очевидно, прошло, но ее вклад в развитие рок-музыки неоспорим, и то наследие, которое оставил после себя этот коллектив, который вполне можно назвать одной из лучших групп начала-середины шестидесятых, достойно самого пристального внимания.

Автор статьи: Junk aka HerrEthik.

Состав:
Кит Релф — губная гармошка, вокал
Крис Дрейя — гитара, затем бас-гитара (сменил Пейджа)
Джим Маккарти — барабаны
Пол Самвелл-Смит — бас-гитара
Энтони Топхэм — гитара
Эрик Клэптон — гитара (сменил Топхэма)
Джеф Бек — гитара (сменил Клэптона)
Джимми Пейдж — бас-гитара (сменил Самвелл-Смита), затем гитара (сменил Бека)
Алан Глен — губная гармошка

Дискография:
Live At The Craw-Daddy Club, Richmond, Surrey 8-9 Dec. (1964)
Five Live Yardbirds (1964)
RG Jones Studio Sessions Dec.’63-Feb.’64 (1964)
For Your Love (1965)
Live At The Craw-Daddy Club, Richmond, (London) (1965)
Shapes Of Things 1965
Having a Rave Up (1965)
Roger the Engineer (1966)
Over Under Sideways Down (1966)
…Where The Action Is Live In Stockholm (1967)
Little Games (1968)
«Live Yardbirds! Featuring Jimmy Page.» (1971)
Birdland (2003)