БАХ (Bach) Иоганн Себастьян
(1685—1750)Бах Иоганн Себастьян. Родился в Эйзенахе (Германия). Сын музыканта. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении XVII-XVIII веков несколько поколений музыкантов. Десяти лет остался сиротой. Его приютил брат, у которого Иоганн и брал первые уроки музыки. Окончив гимназию, юноша отправился в путешествие, во время которого познакомился со многими выдающимися композиторами и побывал в тех церквях, где были самые совершенные органы, сыграть на которых он не упускал случая.
С 1703 года Бах начинает свою самостоятельную музыкальную деятельность, сначала как скрипач в Веймаре, а потом – как органист. В течение пяти лет он исполнял функции придворного капельмейстера при одном из княжеских дворов в Кётене (1717-1723).
Спустя год после смерти первой жены Бах женился вторично. В лице своей новой жены – Анны Магдалены – композитор нашёл идеального друга и помощника. Она занималась воспитанием детей, искренне интересовалась работами мужа, переписывала его произведения.
В 1723 году Бах занял вакантную должность кантора в Томаскирхе в Лейпциге. На этой должности он оставался до конца своей жизни. Большую часть дня у Баха занимала работа с хором, но это не мешало ему интенсивно заниматься композицией. Он получал заказы на произведения религиозной музыки. При всем этом он находил время и на путешествия. В Потсдаме он провел несколько дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и дискутируя с королем по вопросам музыки.
В конце жизни Баха постигло такое же несчастье, что и Генделя, – болезнь глаз привела его к полной слепоте. В этот период он диктует свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала «Приближаясь к трону Твоему».
Бахом создано более 1000 произведений разных жанров. Их можно разделить на три сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную, причем светские произведения мало отличаются по стилю от церковных. В музыке Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. В творчестве Баха нашли отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, итальянская опера и итальянская скрипичная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка.
При жизни Баха его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Подлинный интерес к его творчеству возникает в 20-е годы XIX века. Уже первые издания его произведений вызвали такой огромный интерес, каким не пользовался ни один другой композитор той эпохи.
Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на после-дующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей – родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовавший в 1802 Очерк жизни и творчества Баха), К. Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19— 20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.
Один из дисков с музыкой гениального композитора прошлого находится
здесь