Advanced Search

АвторТема: Шансон и бардовская песня - Различия ?  (Прочитано 9338 раз)

Ноября 14, 2005, 19:32:18
Прочитано 9338 раз

Оффлайн genn

  • Приват

  • ****

  • Пользователь №: 17

  • Сообщений: 5 041

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 56

  • Дата регистрации:
    08-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Апреля 22, 2010, 16:19:27


 В чем различия шансона (имеется ввиду русский шансон) и бардовской песни? На эту тему немало копий было сломано (особенно "интересно" читать мнения людей, знающих 2-3 фамилии артистов) и, естественно, к общему знаменателью подойти не удается. Сам не могу четко сформулировать разницу. Не пытаясь быть последней инстанцией - есть ли у кого-нибудь мнения по этой теме? Это не опрос, считайте это как просьба о помощи - что, допустим мне, ответить по данному вопросу, когда я рассказываю о жанре шансон.    

Ноября 14, 2005, 21:46:29
Ответ #1

Оффлайн miramax31

  • Administrator

  • *****

  • Пользователь №: 1

  • Сообщений: 54 115

  • Сказал спасибо: 5250
  • Получил спасибо: 303716

  • Дата регистрации:
    28-10-2005


  • Дата последнего визита:
    Сегодня в 06:00:51


  • Пол: Мужской

Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #1 : Ноября 14, 2005, 21:46:29 »
 Ой,genn,зря ты затеял это  :) тема очень не лёгкая и спорная.

Ноября 15, 2005, 10:40:42
Ответ #2

Оффлайн genn

  • Приват

  • ****

  • Пользователь №: 17

  • Сообщений: 5 041

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 56

  • Дата регистрации:
    08-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Апреля 22, 2010, 16:19:27


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #2 : Ноября 15, 2005, 10:40:42 »
 Согласен на удаление (темы) даже без наркоза. Сам понимаю, что сложная и спорная, как и определение шансона.

Ноября 15, 2005, 19:13:45
Ответ #3

Оффлайн miramax31

  • Administrator

  • *****

  • Пользователь №: 1

  • Сообщений: 54 115

  • Сказал спасибо: 5250
  • Получил спасибо: 303716

  • Дата регистрации:
    28-10-2005


  • Дата последнего визита:
    Сегодня в 06:00:51


  • Пол: Мужской

Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #3 : Ноября 15, 2005, 19:13:45 »
Цитата: genn+Nov 15 2005, 10:40 AM
(genn @ Nov 15 2005, 10:40 AM)
Цитировать
Согласен на удаление (темы) даже без наркоза. Сам понимаю, что сложная и спорная, как и определение шансона.
 

Нет,удалять тему мы с тобой не станем,может кто-то захочет подискутировать на эту тему.

Ноября 18, 2005, 14:07:41
Ответ #4

Оффлайн Тёма

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 10

  • Сообщений: 513

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 14

  • Дата регистрации:
    02-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Августа 14, 2013, 01:53:35


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #4 : Ноября 18, 2005, 14:07:41 »
 Уважаемый genn.
Вы этим вопросом задали лично мне колоссальную задачку.
По идее, я как музыковед, обязана отвечать в этом форуме на вопросы. Но в данном случае я пришла к выводу, что не настолько компетентна, что бы высказаться в духе "ученого" ответа. Задумалась я очень на долго   ???
Анализировала то, что я знаю, что слышала...
И пришла к выводу, что корни у них общие, поскольку выросли они из французского шансона, т.е. попросту песни  ;)
А вот различия у них в первую очередь - в тематике поэтических текстов. Различается образный строй...
Но это с течением времени тоже начало сглаживаться.  По-этому, я могу сказать, что это одна из причин тех "кровопролитных" споров вокруг пресловутых различий

:)  

Ноября 18, 2005, 22:21:51
Ответ #5

Оффлайн BEN54

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 19

  • Сообщений: 418

  • Сказал спасибо: 3
  • Получил спасибо: 15

  • Дата регистрации:
    08-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Марта 25, 2025, 15:21:47


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #5 : Ноября 18, 2005, 22:21:51 »
 Представляю Вашему вниманию материал посвящённый истории русского шансона,который был опубликован на сайте:www.chanson.hobi.ru
О Истории Русского Шансона...

Много мест памятных в Питере: Одно из таких мест - квартира Сергея Маклакова.
Бывший "спекулянт" превращается в того, кого сейчас уважительно назвали бы "продюсер",
и в 1974 г. начинает записывать блатные и уличные песни в исполнении группы
ленинградских профессиональных музыкантов, получившей название "Братья Жемчужные".
Вскоре к ним присоединяется уже известный на тот момент исполнитель Аркадий Северный.
Сотрудничество оказывается довольно удачным, записи расходятся "на ура", поэтому новые
"концерты" выпускаются как с конвейера. Но возникает проблема: одни и те же песни петь
неинтересно и, главное, не особо выгодно. Начинается лихорадочный поиск людей,
которые могли бы писать тексты песен. Такие, конечно, находятся: тексты для Северного?
- В чем проблема!
Однако, время на дворе непростое, оттого многие доморощенные авторы просят не называть
их фамилий. Так появляются песни, авторами которых объявляют "Рудика", "Женю",
"Юрия Николаевича" и т. п. И только те, кому терять просто нечего (были и такие) - своих имен
не скрывают: Владимир Роменский и Владимир Шандриков, например.
"Здравствуй, моя Мурка!",
или 30 тысяч песен Андрея Даниленко.
"Сижу на нарах, как король на именинах, "В Кейптаунском порту с пробоиной в борту",
"Жил-был на Подоле Гоп-со-смыком", и, наконец,
классика из классики - "Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая!.."
Найдется ли человек, который хоть раз в жизни не слышал этих и многих других
подобных песен! Во всяком случае, мне, уголовной наследственностью отнюдь
не отягощенному, они стали известны гораздо раньше, чем гимн Советского Союза или,
например, "Взвейтесь кострами, синие ночи".
Помню, с каким наслаждением мы, мальчишки пятидесятых, распевали их.
А если случалось, что наше пение долетало до ушей родителей, то наиболее
сознательные и бдительные из них устраивали своим отпрыскам образцово-показательную
трепку с длинными нотациями, должными оргвыводами и предреканиями, что в случае
упорства в своих песенных пристрастиях эти отпрыски - таки докатятся, на свою голову,
до известного заведения, от знакомства с которым , как и от сумы, на Руси никто не
застрахован. Но и это не помогало. Увы, повзрослев, круг своих познаний в данной области
я почти не расширил. От тюрьмы судьба пока все же уберегла, а "цивилизованных"
способов приобщиться к этому неисчерпаемому пласту фольклора практически не существовало.
Наши идеологические отцы, подобно бдительным родителям, искренне считали,
что если явление замалчивается, то его как бы и не существует.
Однако ничто не вечно под луной. Не стали исключением и казавшиеся
нерушимыми идеологические бастионы. И постепенно, по мере того,
как они рушились, мы дождались и возвращения романса
(который оказался вовсе не таким уж дурным на вкус), и знакомства
с творчеством исполнителей-эмигрантов и реабилитацией всего того,
что исполняли барды. Лишь та чрезвычайно интересная, разнообразная и обширная
песенная среда, которую принято обозначать словом "блатная",
по-прежнему оставалась на положении Золушки.

И вдруг однажды в программе "Радио Новосибирск" я услышал музыкальную
заставку - ту самую озорную неувядающую "Мурку". А за ней последовали рассказы
об исполнителях, о песнях. Название передачи - "Студия Андрея Даниленко" - пока что ни
о чем не говорило. Но чем больше выпусков "Студии Андрея Даниленко" доводилось
слышать, тем больше поражался я, какие же необъятные песенные сокровища сумел
собрать этот человек. И тем больше хотелось познакомиться с ним, рассказать о его
удивительной коллекции.
И вот, наконец, я сижу в его квартире, в комнате, которая и является студией
Андрея Даниленко. Хозяин, знакомя меня со своим собранием, меняет одну за другой
катушки на магнитофонах и рассказывает о том, как начиналась его коллекция.
- Мне было 12 лет, я отдыхал с матерью в пансионате под Кишиневом.
И как-то вечером услышал песню, которая все во мне перевернула.
Это было "Чудо-Юдо" Высоцкого. До сих пор помню ощущения, которые в тот момент
испытал. Потряс звук, текст, голос певца. Все это было настолько несравнимо с массовой
эстрадной песней... Именно с того дня, видимо, и надо вести отсчет времени, с которого
мне захотелось заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас.
А года три спустя, в 70-м, у меня появился первый магнитофон допотопная по
нынешним временам "Дайна". Возникла возможность собирать записи, вместе
с друзьями переписывать песни. Еще года через три у меня уже было 50 катушек.
Но коллекцией все это, конечно, назвать было нельзя - не было ни системы, ни
сколько-нибудь квалифицированного оформления, да и качество - сплошной хрип.
Собирал, в основном, Высоцкого. Были и другие барды - Визбор, Кукин...
А Галич тогда на меня не производил впечатления. Гениальность его песен я
постиг гораздо позже - уже в зрелые годы.
Потом в моей жизни был период, растянувшийся на шесть лет, когда меня носило по
всей России. В каких только городах я не побывал, какие только профессии
не перепробовал! Общался с великим множеством людей из самых разных социальных
слоев. Шесть лет ушло на то, чтобы я понял, что мне в жизни нужно.
И тогда я вернулся в Новосибирск - это был 82-й год - и начал претворять свою мечту.
Вот с этого времени и можно говорить о начале моей коллекции.
Я стал понемногу знакомиться с новосибирскими собирателями бардовских песен,
через два года узнал всех. Начал постепенно прикупать аппаратуру. В 83-м судьба
свела меня с Борисом Яковлевичем Хабасом из Академгородка - крупнейшим
коллекционером бардов за Уралом. Именно он научил меня тому, как массу пленок
превратить в коллекцию. Во многом благодаря ему я получил и выход на известных
коллекционеров из других городов. Кстати, приятно поразило такое
обстоятельство - практически ни одно мое письмо не оставалась без ответа.
В то время в мире коллекционеров я был, можно сказать, абсолютным нулем.
Тем не менее все мои просьбы встречали у них самое внимательное отношение.
- Помнится, в те годы власти не особенно жаловали ни творчество бардов,
ни тех кто ими интересовался:
- Более того, за песни Галича например, можно было и самому отправится по этапу.
Таких случаев было немало, в том числе и в Новосибирске. Поэтому разговор о
Галиче, о Северном, о некоторых других с тобой заводили не сразу, а лишь
основательно познакомившись, как следует узнав, что ты собой представляешь.
Когда коллекционеры переписывали Галича, даже телефоны отключали - опасались
подслушивания. Сейчас уже даже не верится, что такое могло когда-то быть. Но ведь было.
И не дай нам Бог забыть об этом.
- Давайте от разговора о бардах перейдем к другой части вашей
коллекции, более экзотической, если можно так сказать. Я имею в виду блатные песни...
- Это будет очень непростой разговор... Даже при нынешней свободе тема
блатных песен в прессе и эфире почти не затрагивается, очень многие относятся к ним
с предубеждением, потому что почти их не знают и совсем не понимают.
Поэтому прежде чем говорить от своего имени, позвольте процитировать
Андрея Донатовича Синявского - думается, это имя в пояснениях не нуждается, так же, как
никто не усомнится в культурном уровне этого человека и в доскональном знании
им предмета разговора, усвоенного за шесть лет безвинной отсидки. Так вот, в статье
с очень красноречивым названием "Отечество. Блатная песня..." он пишет:
"Блатная песня тем и замечательна, что содержит слепок души народа
(а не только физиономии вора), и в этом качестве, во множестве образцов, может
претендовать на звание национальной русской песни, обнаруживая... то прекрасное,
что в жизни скрыто от наших глаз. Более того, блатная песня (именно как песня) в своем
зерне чиста и невинна, как малое дитя, и глубокой духовной, нравственной нотой,
независимо от собственной воли, отрицает преступления, которые она, казалось бы,
с таким знанием воспевает... Славен и велик народ, у которого злодеи поют такие песни.
Но и как он, должно быть, смятен и обездолен, если ворам и разбойникам дано эту
всеобщую песню сложить полнее и лучше, чем кому -либо иному сословию.
- Изумительно сказано! Как точно схвачена и концентрированно, выражена самая суть.
- Вот именно! Блатная песня - уникальное художественное явление,
характерное именно для отечественной народной культуры. Ведь ни в Англии,
ни во Франции, ни в Америке ничего подобного нет. А в России она, принимая
разные формы, существовала всегда - потому что здесь при любой власти,
больше ли, меньше ли, но все равно не хватало свободы, "режим" мог смягчаться
или ужесточаться, но страна неизменно оставалась сплошной большой зоной.
В соответствии с таким состоянием общества, а может быть, и в противовес ему, и
заняла столь заметное место в народной душе блатная песня с ее уголовным антуражем
и страстью к безграничной шальной свободе.
И знаете, что еще очень интересно? Блатная песня - это фактически полная
история нашего общества. Любое событие, любая новация, любая замена лиц
в высших сферах сразу же находит там отражение. Нет буквально ни одной темы,
которую бы эти песни обошли вниманием.
- Вот еще о чем хотелось бы спросить. Коллекционирование блатных песен,
видимо, имеет свою специфику?
- Безусловно, И это связано со спецификой самого жанра. Здесь, например,
как нигде, очень трудно точно датировать время создания песни, доискаться, кто
является ее автором. Расцветом жанра являются 30-е годы, когда лагеря приняли
огромные массы народа, когда политические сидели вместе с уголовниками.
Понятно, что я сейчас отвлекаюсь от всех других аспектов этой проблемы, имею в виду
только песни. Так вот, те, кто, освободившись, выносил песни за ограды зон, чаще всего
об их создателях ничего не знали, да и значения этому не придавали. А сами авторы,
если им удавалось выжить, тоже провозгласить свое авторство совсем не торопились.
Зачастую, даже вообще не записывали текстов на бумаге. Практически каждая из
известных блатных песен имеет огромное количество вариантов, и какой из них
первоначальный, уже вряд ли когда-нибудь станет известно. А какое огромное
количество песен, и среди них, несомненно, немало выдающихся, так и не вышло
на свободу, погибло в лагерях вместе с людьми, которые их пели! К сожалению,
время и обстановка не способствовали пониманию того, что создается уникальный
пласт народной культуры. Даже сами авторы песен сплошь и рядом были тогда не
в состоянии оценить значение своего творчества. И только время, как всегда,
расставило все по местам...
- Но, видимо, было бы неправильно видеть в каждой песне шедевр только
на том основании, что ее создали в зоне или что в ней присутствуют элементы
уголовного антуража...
- Разумеется. Это же всеобщая закономерность, характерная для любого
вида искусства, для любого жанра. Проходного, вторичного, наконец,
откровенной пошлятины везде огромные количества. Но оценивают-то жанр
по лучшим его образцам. Для блатного жанра (и здесь он сходится с бардовской песней)
это песни социального протеста, проникнутые большой болью за поруганную
судьбу России, песни высочайшего гражданского звучания.
- Сейчас от ГУЛАГа, по крайней мере от классического ГУЛАГа, остались только
воспоминания. И вряд ли этот факт кого-то огорчает. Но как сегодня развивается жанр
блатной песни? Как обстоит дело с его собирательством?
- В России издавна выработалось очень интересное отношение к заключенным.
Наряду с пониманием того, что преступник должен понести наказание за свой грех,
народ всегда относился к осужденным с жалостью, не переставал видеть в них людей,
старался облегчить их участь. У меня к преступному миру такое же отношение.
Поэтому то, что я скажу, это вовсе не ради дополнительного осуждения.
Просто констатация факта.
Чтобы написать хорошую песню, нужно быть личностью, иметь тонкую чуткую душу.
Для тех, кто сейчас отбывает срок, это нетипично. Душа ушла, остались только деньги.
Зона сегодня настоящих песен дать уже не может. За пределами зоны есть талантливые
исполнители. Например, Михаил Невский из Петербурга. В этом году выпустил пластинку
Николай Жемчужный, месяцем раньше - Виталий Крестовский.
Но они поют классику жанра. Классикой стали и песни Юза Алешковского 60-х годов.
Впрочем, хорошие блатные песни до сих пор пишут Новиков и Никольский.
Собирательство тоже заметно захирело. Лет 10-15 назад в СССР были многие
десятки людей, профессионально собиравших и имевших практически полные коллекции
творчества бардов. Сейчас остались единицы. Кто-то умер, кто-то утратил к
этому интерес, очень многие эмигрировали. Блатной песней и тогда
интересовался гораздо более узкий круг коллекционеров, а сейчас, боюсь,
как бы я вообще не остался в России единственным с такой коллекцией.
Вся надежда на эмигрантов - может быть, только они сохранят и разовьют дальше
этот песенный мир, как сохраняли и развивали многое из того, что на
Родине было утрачено...
- Мы пока еще ничего не сказали о количественной стороне вашей коллекции...
- Моя коллекция - это тридцать тысяч магнитофонных записей песен, две
тысячи фотографий, фотокопии рукописей Высоцкого, множество папок с
газетными и журнальными вырезками, с перепиской, машинописные тома
с текстами песен... Это каталоги, составленные так, что любую песню я могу
отыскать буквально за несколько секунд.
- Как вы считаете, наступит ли день, когда вы скажете:
"Все. Больше не собираю. Только систематизирую и изучаю".
- Когда коллекционер прекращает собирательство, он перестает
существовать как коллекционер. Каких бы размеров моя коллекция ни достигла,
я все равно никогда не брошу это дело.  


 

Ноября 19, 2005, 01:08:40
Ответ #6

Оффлайн Igortem

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 6

  • Сообщений: 399

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 0

  • Дата регистрации:
    01-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Ноября 08, 2010, 16:38:25


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #6 : Ноября 19, 2005, 01:08:40 »
 BEN54
Спасибо! Интересно!    

Ноября 19, 2005, 14:51:16
Ответ #7

Оффлайн genn

  • Приват

  • ****

  • Пользователь №: 17

  • Сообщений: 5 041

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 56

  • Дата регистрации:
    08-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Апреля 22, 2010, 16:19:27


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #7 : Ноября 19, 2005, 14:51:16 »
 Тёма,привет,спасибо за ответ.
Далее, прошу на "ты" - не терплю "ВЫканий", тем более здесь, где собрались единомышленники.
Не согласен, что ТЫ ищешь корни русского шансона во Франции. Очень уважаю Мишу Дюкова. Почитай про шансон у него.
Разницу в тематике ощущаю, но не всегда (Шаов, Третьяков, Гарин и т.д.). Сложно все, сложно...
Но ведь не смешивают эти направления в одну кучу, каждое существует самостоятельно.

Ноября 19, 2005, 15:38:05
Ответ #8

Оффлайн aibolit66

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 14

  • Сообщений: 3 625

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 20

  • Дата регистрации:
    07-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Марта 20, 2020, 19:23:50


  • Пол: Мужской

Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #8 : Ноября 19, 2005, 15:38:05 »
 BEN54
Спасибо, интересная статья.
Единственно что, и она не отвечает на вопрос, что же такое шансон. Но тут я на 100% согласен с miramax31
Цитировать
Цитировать
Ой,genn,зря ты затеял это  тема очень не лёгкая и спорная.
 

Ноября 19, 2005, 16:48:32
Ответ #9

Оффлайн Starik

  • Супермодератор

  • *****

  • Пользователь №: 5

  • Сообщений: 1 345

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 23

  • Дата регистрации:
    01-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Октября 17, 2008, 21:53:54


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #9 : Ноября 19, 2005, 16:48:32 »
 BEN54
Спасибо! Очень интересно!    

Ноября 21, 2005, 14:58:28
Ответ #10

Оффлайн genn

  • Приват

  • ****

  • Пользователь №: 17

  • Сообщений: 5 041

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 56

  • Дата регистрации:
    08-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Апреля 22, 2010, 16:19:27


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #10 : Ноября 21, 2005, 14:58:28 »
 Без комментариев предлагаю 2 заметки, связанные с этой темой, найденные в сети.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Шансон (франц. chanson — песня)

Полифонические песни 15—16 вв. Были подготовлены балладами, виреле, рондо Гильома де Машо (14 в.). Шансоны разрабатывались франко-фламандскими композиторами нидерландской школы; в 16 в. достигли ярко национальной (в частности, программно-звукописной) характерности при усилении гомофонного начала в творчестве крупнейшего представителя французской музыки Ренессанса К. Жанекена, а также у К. Сермизи, П. Мулю, П. Сертона, Г. Котле, К. Лежена, К. Гудимеля и др.; в начале 17 в. вытеснены гомофонными песенно-романсными жанрами.
Французские эстрадные песни конца 19—20 вв.; авторами или участниками создания их текстов и музыки нередко бывают исполнители шансона — шансонье.
В России — принято считать песни, популярные в среде заключенных и лиц близких к преступному миру; то же, что и «блатные песни», исполняются, как правило, на гитаре в три аккорда. На самом же деле в последние 15-17 лет по мере выхода из культурного "подполья" русскоязычного городского песенного фольклора и наработки новых, авторских песен подобной направленности интерес к этому творческому течению возрастал и принял лавинообразный характер. Поскольку такие песни не имели прежде своего общего названия (слово "блатняк" отражало лишь часть их), за ними исторически закрепилось словосочетание "русский шансон". Его основные черты – сюжетность песен; тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей; мелодичность; использование в стихах стилистики разговорной речи с её оборотами и жаргонизмами; подчинённость музыкального сопровождения содержанию песен; непоставленные академически и даже непевческие голоса "людей из народа", поющих душой и сердцем - делают его, наряду с песнями бардовского и эстрадных течений в песенном искусстве, одним из самых демократичных слоёв нашей песенной культуры. 19 марта 2004 года в Государственном кремлёвском дворце состоялась уже третья по счёту церемония вручения премий "Шансон года". Основные представители «русского шансона»: А. Кальянов, Г. Кричевский, М. Круг, А. Маршал, А. Новиков, В. Токарев, М. Шуфутинский.


Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Бардовская песня)
Авторская песня — песенный жанр, сложившийся в СССР как массовое явление в 1950-х.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились еще в 1930-х (сочиненные П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Нередко (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали А. Галич, В. Высоцкий, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). К авторской песне примыкает также творчество А.Дольского и Тимура Шаова
Четкой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня — это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое, в свою очередь есть подмножество множества авторская песня».
Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» — его, в частности, применяли в отношении самих себя и сами авторы (в том числе В. Высоцкий). Затем наблюдается заметное разграничение в словоупотреблении. Термин «самодеятельная песня» закрепляется в основном за «низовыми», массовыми творческими явлениями, не отличающимися высокой художественной (и социальной) значимостью, хотя и сочиняемыми в соответствии с канонами «неформальной» песни. Наиболее популярные авторы (Высоцкий, Окуджава) в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».


Ноября 21, 2005, 22:43:34
Ответ #11

Оффлайн BEN54

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 19

  • Сообщений: 418

  • Сказал спасибо: 3
  • Получил спасибо: 15

  • Дата регистрации:
    08-11-2005


  • Дата последнего визита:
    Марта 25, 2025, 15:21:47


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #11 : Ноября 21, 2005, 22:43:34 »
 Genn,спасибо.Очень интересно. :D  

Июля 10, 2008, 14:16:44
Ответ #12

Оффлайн Вре Дина

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 69847

  • Сообщений: 15 813

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 45

  • Дата регистрации:
    08-05-2007


  • Дата последнего визита:
    Февраля 20, 2019, 21:17:32


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #12 : Июля 10, 2008, 14:16:44 »
 Я думаю, многое зависит от манеры исполнения....
Можно много рассуждать о традициях и тенденциях, но в основном мы ориентитируемся на собственное восприятие.

Например, все мы слышали песню "Русское поле", исполняемую в знаменитом фильме. Под гитару и в кабаке..... Чем не Шансон??!!

Песню Третьякова "Тюбик" исполняли многие... Но Ю. Шахова исполнила в традициях русского романса... Блеск.

Митяевскую песню "Француженка" ("Москвичка"), кто и как только не исполнял.... В исполнении Митяева это тянет на бардовскую... В исполнении Лады Дэнс на кабацкую, в исполнении ВВПУ на "Шансонную" в определении Википедии (Уважаемый Genn выше приводил.).

Тут вряд ли вопрос академический, скорее зависит от пристрастий, вкуса и воспитания....


Шансон - это состояние души, а не музыкальное направление.


PS

Ну очень понравилась мне эта незаслуженно позабытая в конце МУЗ.проствета тема, похороненная под тяжестью "высоконаучных" рассуждений....

Июля 10, 2008, 19:48:17
Ответ #13

циркач

  • Гость
Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #13 : Июля 10, 2008, 19:48:17 »
 да, тема действительно исключительно интересная и незаслуженно забытая
как-нибудь соберусь с мыслями, и если не пропадет желание - поделюсь своим пониманием и восприятием этого жанра
и других послушать на эту тему очень и очень хотелось бы
одни релизы слушаем, господа  :D

;) ;) ;)
хотел было высказаться, да призадумался - а стоит ли?! в основном относительно знаком с шансоном 90-х и последующего десятилетия, и то благодаря данному форуму
что-то нравится, что-то нет, в основном привлекают те шансонье, за песнями которых ощущаешь сильную личность  :)  

Марта 26, 2009, 12:49:53
Ответ #14

Оффлайн ввпу

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 39171

  • Сообщений: 2 139

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 60

  • Дата регистрации:
    13-12-2006


  • Дата последнего визита:
    Июля 20, 2012, 23:28:16


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #14 : Марта 26, 2009, 12:49:53 »
 я, думаю по своим мозгам -так..
бардовская песня, она так..от достатка, все таки.
В том смысле, что это территория- студентов.
Значит, люди думающие о будущем..о карьере.
Но человеку хочется экстрима..
костер.. скалы.. БаМ.. тайга.. льды.

А вот шансон (опять же лично мое восприятие)
тут часто  - не до жиру
и рад бы в студенты (в жизнь получше..поустроенней) а..нет
У студентов же, всегда есть билет, в обратную сторону.
От тех костров
..
получается формула
Барды - от жиру
Шансон-  не до жиру
::)
но то что сейчас...
я буду лучше бардов слушать.. честней
...
Жень ..увидел, что тут в примерах числюсь..
ну ты даешь..)))))   ^-^

Марта 26, 2009, 13:08:58
Ответ #15

Оффлайн Вре Дина

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 69847

  • Сообщений: 15 813

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 45

  • Дата регистрации:
    08-05-2007


  • Дата последнего визита:
    Февраля 20, 2019, 21:17:32


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #15 : Марта 26, 2009, 13:08:58 »
 
Цитата: ввпу+Mar 26 2009, 12:49 PM
(ввпу @ Mar 26 2009, 12:49 PM)
Цитировать
..
получается формула
Барды - от жиру
Шансон-  не до жиру
::)
но то что сейчас...
я буду лучше бардов слушать.. честней
...

Не Юр.. У студентов не от жиру. У студентов ещё юнешеский романтизм гуляет... (тогда гулял) в головах ( ну и в других местах тоже)... :).
Да и в любом возрасте без веры в прекрасное и доброе очень трудно..

Марта 26, 2009, 13:24:58
Ответ #16

Оффлайн ввпу

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 39171

  • Сообщений: 2 139

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 60

  • Дата регистрации:
    13-12-2006


  • Дата последнего визита:
    Июля 20, 2012, 23:28:16


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #16 : Марта 26, 2009, 13:24:58 »
 я думаю, что все таки это все, в наших головах..
там сидят стереотипы, какие-то.
Вот, всегда вспоминаю..
старый дед, пел "больную" песню, в "больном месте"
блин..
у меня треснуло сердце...так она ударила.
это мой стереотип.
шаблон, по которому веришь или нет исполнителю.
А верю или -нет...главное у меня. :(

...опять же..что за шансон ::)
если взять Ваенгу..то вообще затрудняюсь, что то сказать..
я стою посреди не Москвы
закрываю глаза..мосты

это же ..поэзия ;D  

Апреля 05, 2009, 05:02:49
Ответ #17

Оффлайн kuka72

  • Пользователь

  • *

  • Пользователь №: 246795

  • Сообщений: 25

  • Сказал спасибо: 0
  • Получил спасибо: 2

  • Дата регистрации:
    10-12-2008


  • Дата последнего визита:
    Мая 27, 2015, 15:11:33


Шансон и бардовская песня - Различия ?
« Ответ #17 : Апреля 05, 2009, 05:02:49 »
 Помнится джаз в своё время клеймили МУЗЫКОЙ ТОЛСТЫХ....
Теперь выясняется что жировали в совке - студенты...


И потом - мне кажется что часто путают жанр как явление и отдельных его представителей... Человек прошедший лагеря вряд-ли будет балдеть от описания как там хорошо и прикольно... Это скорее для тинейджеров, а вот
когда идёт от сердца - это есть и в шансоне и в АП и в эмигрантской песне начала века...

А споры о "жанровой чистоте" - это как грипп - всплывают ежегодно как минимум...