Антон Беляев (архивариус АП)
К вопросу о бардах Татарии [/color]
Зачем-то захотелось написать про Казанских и около-Казанских бардов и историю авторской песни в Казани - для общего так сказать – образования…
Только не сообразить, как лучше, то ли по хронологии, то ли по алфавиту, а можно и по исторической среде тусования. Есть ещё методология – делить на ушедших и живых, пишущих и писавших, уехавших и оставшихся, зажравшихся и сохранивших лицо…
Придётся описывать исторически – и мы попадаем в КГУ (он же Универ – единственный, сколько бы ВУЗов не повтыкали себе в название этой фразы). Итак, оттепель, расцвет поэзии и как следствие – начало авторской песни в Казани. Первыми наверно начали петь Владимир Шуликовский и Владимир Ченцов – 2 автора музыки на стихи классиков мировой поэзии и лучших советских поэтов – М.Цветаевой, Ю.Левитанского, Д.Самойлова, А.Межирова, М.Борисовой, Ю.Мориц. Несколько концертов в переполненных аудиториях казанских вузов, позднее – на кухнях у друзей и на то разрешаемых, то разгоняемых слётах по стране…
Застой. Второе поколение было более многочисленно. Многие писали как на чужие, так и на собственные стихи. Многие барды в Казани оказывались временно – учились или работали – к примеру, Владимир Туриянский работал с ВНИИГЕОЛНЕРУДом, Борис Вахнюк участвовал в освещении прессой строительства КАМАЗа. Стали создаваться различные студенческие творческие объединения – КСП КГУ «Белая Ворона», СТЭМ КАИ, ММТ ФизФака КГУ. При каждом из таких объединений роились «свои» барды и активно зазывались «гости». Власть активно действовала в режиме «не пущать». Для второго поколения характерно участие в полулегальных концертах по всей стране, регулярная утечка авторства в «Народное», непросчитываемые миграции записей по стране. Ко второму поколению можно отнести Эмира Шабашвили, Леонида Сергеева, Сергея Бальцера, Валерия Бокова, Эдуарда Скворцова, Дмитрия Винниченко, Алексея Погибенко, Рината Нарыкова. Также следует отметить волну активистов-исполнителей потихоньку запрещаемой АП - дуэт Дмитрия Менделевича и Евгения Сахарова, Владимира Муравьёва, Бориса Львовича…
Начало перестройки. Ежегодный слёт в пос. Айша. Третье поколение отличительно музыкальной направленностью на хорошем консерваторском уровне – Виталий Харисов, ансамбль «Уленшпигель», Дмитрий Бикчентаев… Еженедельные концерты на двух-трёх крупнейших сценах города. Концерты приезжих мэтров. Из авторов песен на свои стихи в Казани пробивается к слушателю чебоксарец Борис Гордон и вологжанин Евгений Козловский, сызранец Сергей Иванченко. Организована студия звукозаписи «Сибирский Тракт», выпущены альбомы как многих казанцев, так и гостей города.
Середина перестройки. Казанские слёты и фестивали набирают популярность по стране. Комсомольские активисты принимают решение в классическом стиле – «раз нельзя запретить, нужно возглавить!». Создаётся КСП «Апрель» в котором по интервью руководителя В.Аршинова через год после создания уже 5 тысяч членов. Через полтора года начинаются расколы и выход отдельных «куплетов» данного объединения с созданием отдельных клубов. КСП полностью перестают быть местом общения авторов и становятся приложением к турклубам. Авторы их игнорируют. Между начинающими идёт активная борьба за сценические площадки города, что при классическом перестроечном буме идёт скорее на пользу слушателю – за гитару не берётся только ленивый. Второе поколение авторов организует бесплатные абонементные вечера в КГУ, КАИ и КИСИ.
Конец перестройки – начало эпохи «вертикали». Практически пустые залы за исключением приездов мэтров (Городницкого, Мирзаяна и т.д.). Записи ищутся через сеть интернет, либо дарятся авторами в виде компакт-дисков записанных самостийно. Клубы существуют от фестиваля к фестивалю чисто номинально.
(Продолжение следует)