Что такое джазвряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все. Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегодняшний день - джаз.
Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра, где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций. Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры джаз-ансамблей.
После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза, до сих остается легендой – Луи Армстронг, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.
И вот тут-то и появляется возможность объяснить еще одну черту стиля джаз: это неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена, это его
выступление и наслаждение им и слушателями музыкой в данный момент. А залог вечной молодости джаза – это импровизация. У джаза есть дух, но у него нет скелета, на котором бы держался он весь. Можно сменить саксофон на фортепиано, а можно отставить стул и взять микрофон, а если это не подойдет – то вернуться к трубе и попытаться сыграть что-то, чего не сыграл Армстронг и Беше.
Джаз – это не только определенный вид музыкального исполнения, это к тому же неповторимая жизнерадостная эпоха.
Вопрос о месте зарождения джаза известен – это Америка, а вот откуда он берет свое начало?
Джаз появляется как уникальный сплав. И одной его компонентой, обеспечившей его происхождение, считается африканское происхождение. Африканские переселенцы привезли собой свою культуру, которая развивалась на фоне сильного европейского и американского влияния.
Община и ее правила (нормы поведения, традиции) в крови у тех, кто приехал, хотя и фактически разорвана связь с предками. И музыка, как неотъемлемое проявление самобытной культуры, стала одним из связующих звеньев той родной для африканцев культуры и новой жизнью на другом континенте.
Вокальная музыка афро-американцев, сдобренная ритмом и танцами, пластикой тела, хлопками, переросла в новую музыкальную субкультуру. Африканская музыка совершенно не похожа на европейские образцы, в ней нет плеяды инструментов, она во многом сохранила в себе ритуальность и привязку к обычаям.
На самом деле любовь к джаовой музыке объединяет людей различных рас, профессий, возрастов. Для некоторых людей музыка стала настоящим смыслом жизни.
Изначально считалась, что джаз исполняли только афроамериканцы, но в настоящее время много белокожих людей с удовольствием слушают музыку данного жанра. По всему миру создаются фан-клубы различных джаз-бандов.
Музыка афро-американского народа в своей основе – это конфликт ритма, созданный виртуозно и с наслаждением. Сохраняя один и тот же метрический пульс музыкального произведения, музыканты или исполнители усложняют рисунки музыкальных ритмов, пересекаясь с другими, переплетаясь, но сосуществуя в целом произведения. В этой музыке может быть граунд-бит – основной ритм произведения, который задает либо инструмент, либо хлопки и притопывание, а может его и не быть вовсе, и самой основной задачей для каждого исполнителя – выдержать четко и до конца свой ритмический узор партии. Тембр звучания джазового произведения будет слегка грубоватым в отличие от привычных европейских произведений, где и высота звука и его чистота очень ценятся. Скорее, джаз сконцентрирован на полной противоположности – грязном тоне – дерти-тон. Исполнение как бы ассиметрично – вокалист нарочно уходит от ритмов, заданных другими «фоновыми» исполнителями.
Сказать однозначно, что джаз – детище африканской культуры, пожалуй, нельзя. В нем слились традиции афро-американцев, и тех культур, которые повлияли на их деятельность, поскольку в африканской музыке нельзя найти инструментального разнообразия, музыкальные произведения чаще предназначены для решения каких-то культовых задач, а не собственно музыкальных.
С будущим праотцами джаза приехали так называемые спиричуэлы, органический элемент для религиозной церемонии, а также песни, которые пелись во время работы, специально предназначенные для преодоления монотонных трудовых будней, песни, исполнявшиеся на улицах и на рынках.
Из разнообразия музыкальных инструментов, которые вниманию джазистов представили достижения запада, наиболее подходящими для культуры джаза
оказались духовые инструменты, так как они варьируют звуки, высоту, оттеняя «дерти-тон», неопределенный и похожий на грубые мазки кистью.
Говоря о джазе, необходимо упомянуть американский город Новый Орлеан.
«Диксиленд», а именно так назывался новоорлеанский джаз, впервые соединил воедино мотивы блюза, церковные песни чернокожих, а также элементы европейской народной музыки.Хотя ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно. Кроме того, все старые музыканты-джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. Здесь сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.
Первый джаз-ансамбль, поразивший мир джазовыми мелодиями и оставивший в истории это музыкальное направление, вышел из Нового Орлеана, а кроме того
состоял из пятерых белых музыкантов.
В феврале 1917 года была записана первая джазовая пластинка, в городе Нью-Йорке. На тот момент событие записи было воспринято студиями, как попытка записать очередной фольклорный альбом, а вот слушателями – как взрыв в музыкальном мире. Популярность и известность, обрушившаяся на «Original Dixieland Jazz Band» были просто ошеломительными, а тираж пионера-пластинки превысил миллион. Для своего времени джазмены были уникальными, так как еще долгое время не было никаких других. Сейчас историки джаза считают репертуар ансамбля очень наивным и даже художественно несостоятельным. Ансамблем были записаны еще несколько пластинок, но впоследствии он распался, потому как все больше и больше становился коммерческим, а попытки возродить его не удались.
«Белый джаз». Всегда сложными были отношения между музыкантами афро-американского происхождения и европейского, поскольку джаз – это все же открытие и самобытное искусство первых. Но и очевидного влияния на джаз традиций западного мира тоже отрицать нельзя. И потом первый джазовый ансамбль, заявившим миру об этой музыке, состоял из американцев белого происхождения.
В противовес «черному» джазу возникла «школа среднего Запада» или «чикагская школа джаза», по сути, сформировавшаяся из людей, собравшихся со всей Америки. Музыканты, занимавшиеся на высоком музыкальном уровне, джазом, в основном учились в чикагском колледже, выступали тоже в Чикаго. И они действительно первыми могли соперничать с черными джазменами на достойном уровне. Имена некоторых из них: Б. Бейдербек, Дж. Уэтлинг, Ф. Тешемахер.
Черному джазу было что взять у них, хотя бы то же виртуозное исполнение музыки на инструментах, другие подходы и решения в аранжировках произведений.
С годами джаз менялся, но все же ему удалось сохранить свои основные черты. Неоценимый вклад в данное направление внес небезызвестный «блюз» - протяжные мелодии, которые были также свойственны чернокожим. На данный момент большинство мелодий блюза являются неотъемлемой частью направления джаза. По правде сказать, блюз оказал особое влияние не только на джаз: рок-н-ролл, кантри и вестерн также используют мотивы блюза.
Позже появился «свинг» (еще он носит название джаз в стиле «биг-бэнд»), который также получил широкое развитие. В 40-х и 50-х годах большую популярность приобретает «современный джаз», который представлял из себя более сложное взаимодействие мелодий и гармоний, нежели ранний джаз. Появился новый подход к ритму. Музыканты старались придумывать новые произведения, используя другие ритмы, а потому техника игры на барабанах усложнялась.
«Прогрессив» - одно из стилевых течений джаза, созданное человеком по имени Стэн Кентон. Это своеобразная попытка обогатить джазовую музыку с помощью симфонической, которая, впрочем, была достаточно успешной для того времени. Конечно, соединить классическую музыку Вагнера и Равеля с джазом не так-то просто, но у прогрессивистов получилось создать отдельный вид концертного джаза, наполненного образностью, с более богатым звучанием за счет оркестра и новыми, необычными аранжировками. В конечном счете, вторая попытка стилевого вида джаза сделала кое-какой шаг в сторону, внеся что-то новое.
Говорили, что Кентон, любивший давать дорогу молодым, учит музыкантов играть на самых различных инструментах любую музыку, что, собственно, и является
неотъемлемым умением любого джазмена. У Кентона постепенно менялся спектр охватываемых тем, увеличивалось количество инструментов, начав с исполнения
баллад, он максимально усложнял исполняемые пьесы.
«Третьим течением» называют один из вариантов объединения грубоватой ритмики джаза и классики. Нельзя сказать, что это какое-то четко жанрово
определенное течение или стилевое течение. Таких попыток объединить музыкальные ветви было несколько: первую осуществил Пол Уайтмен, который играл «под» джаз классические развлекательные мелодии, и называется это симфо-джазом; вторая попытка была сделана в 40-х годах Стэном Кентоном; третья – это 60-е годы. В третий раз эту попытку предприняли сами джазмены, соединив их таким образом, что подход к исполнению получился истинно классическим, а по своей сути музыка джазовая. С третьим течением связывают Г.Шуллера, Д.Брубека, и Дж.Льюиса.
Это джазовая музыка очень похожа на «интеллектуальную», она может быть и строгой, и, тем не менее, воздушной и построенной на импровизациях, с вовлечением свинговых ноток. В итоге синтеза усложнилась тональность звучания произведений, изменилась техника композиций.
Свое начало джаз берет в традициях, в основном религиозном культе, африканских народов. И основой джаза первоначально был ритм, его изменения,
пересекающиеся и разнящиеся ритмические партии исполнителей. Основной ритм – грануд-бит – был построен на игре ударных или хлопков.
Танец, вышедший из традиций джаза, опирается на эту приверженность ритму, проникновению его в каждую клеточку танцора, его движения всем телом. Джаз-танец очень энергичный, активный, основной упор делается на постановку ног, сложные узоры динамики рук и вычурных движений всего тела, сплетающихся в общую канву танца и ритмику музыки. В танце, как и в джазовой музыке должны быть столкновения, ассиметрия – тело может двигаться в одном направлении, но при этом какая-нибудь часть тела, движется совершенно иначе, соблюдая свою собственную траекторию. Тело танцовщика готово к импровизации. В последнее время в танец стали проникать элементы других танцев.
Не так давно стали появляться всевозможные названия стилей, которые вроде бы и имеют отношение к джазу, но не совсем понятно какое:
«Смуз джаз» представляет собой что-то похожее на очень мягкое исполнение джазовых мелодий, это чаще исполнение на бас-гитаре или синтезаторе не слишком больших и несложных пьес. Скорее, основа «смуз джаза» не от собственно джаза, а от фанка.
«Кул джаз» появился давно и постепенно модифицировался. В целом, он настаивал на отходе джаза от развлекательной сферы, стал более похож на исполнение филармонического оркестра, были введены новые, до того не использовавшиеся инструменты. Новизна аранжировок и стремление к полифонии определило его развитие. В отличие от него «боп» или «бибоп» был более усложненным, далеким от классики, но очень тяжелым для восприятия – эксперименты с ритмом и тактом.
«Кислотный джаз» - очень легкий, исполняемый частично вживую, стиль с участием сэмплов, приближающийся к «фьюжн».
«Симфо-джаз». После триумфа первой пластинки джазового ансамбля, каждый уважающий себя меломан прослушал и выучил все аккорды их творений. В это
время распространяется изобретение, сделавшее возможным звучание нравящейся музыки в домах, механическое пианино.
Завоевав любовь всех без исключения, появившееся новшество –фонограф поселился почти в каждой семье и доме, он же таким образом и распространял ту
музыку, которую считали «джазом». Исполнялась эта музыка и неграми, и белыми исполнителями, но одинаково всеми – далеко от настоящего джаза.
Известным человеком, который на волне «псевдоджаза» поднялся и сделал себе имя, был Пол Уайтмен. Он возглавлял оркестр, с которым колесил по всем
американским штатам. В его оркестре играли все выдающиеся музыканты того времени. Хотя собственно джаз в тот период не развивался, а вместо него жил
псевдо-жанр с непременными рычащими звуками и редкими соло, это было время оттачивания мастерства для будущих поколений.
«Бибоп» - это джазовый стиль, появившийся в эпоху застоя, когда выступления джаз-ансамблей стали больше похожими на легкое развлечение, чем действительно на настоящий джаз. Коллектив из четырех нью-йоркских музыкантов начали экспериментировать, в надежде преодолеть тиражирование
наработанных джазовых приемов. Название стилю дал один из участников четверки - Диззи Гиллеспи, опираясь на слоги, которыми напевался интервал, присущий «бопу»: блюзовая квинта.
«Бибоп» или проще - «боп» стал альтернативой коммерческому свингу, который охватил повальной волной исполнителей. Разумеется, как альтернативу его не
восприняли - "боп" просто приводил аудиторию в ступор из-за непривычности его звучания. Звукозаписывающие фирмы просто игнорировали эту манеру
исполнения, не видя возможностей ее коммерческого производства.
Ансамбль «бибопа» был также нетипичным: три или два духовых инструмента, ритм-секцию. В качестве материала использовались старые темы, которые
видоизменялись максимально в процессе исполнения, на вкус публики, бывшего слишком усложненным и запутанным. Конечно, были и оригинальные темы, которые придумывались музыкантами: после темы, которую играли в унисон, начинали по очереди импровизировать, причем соло теряло концовку и зачин, могло внезапно прерваться, не доведя фразу до логического завершения. Ритмика стала прерогативой тарелок, а не барабана, который использовался исключительно для акцентов.
Становление и приятие публикой нового стиля можно отнести только к 40-вым, когда появляются первые записи.
Джазовое пение нельзя приравнять к пению в общем смысле этого слова. Изначально в джазе не было солирующего голоса, был только лишь инструмент, и только со времен выступлений Луи Армстронга (имеется в виду позднее его творчество) вокал стал частью "инструментария" джазменов. Но опять-таки - джазовый вокал, а это нечто иное.
Джазовый вокал должен обладать какими-либо особенностями, имеется в виду голос исполнителя. Учитывая основу джаза - импровизацию, отсутствие правил,
надо понимать, что то же относится и к голосу исполнителя: возможность расширять рамки "обычной" песни, играть голосом, легко импровизировать, иметь хороший диапазон. Исполнитель должен придерживаться джазовой манеры исполнения: фразировка и «атака».
«Скэт-пение» - этот термин появился в то время, когда на сцене работал Луи Армстронг, который пел так же, как и играл: звуки, издаваемые его голосом, были очень похожи на звуки, которые издавала его труба. Джазовый вокал начнет меняться и усложняться чуть позже, когда придет в моду стиль "боп". Приходит время «боп-скета», а звездой становится "первая леди джаза" - Элла Фитцджеральд.
Если связь джаза и блюза не так сильна, то вот связь вокалов имеет более явную связь. Использующиеся возможности извлечения звуков (работа гортани, хрип и шепот, фальцет и т.д.) блюза были с удовольствием приняты традициями джаза.
Имена вокалистов, которые прославились в истории джаза своим пением: конечно, родоначальник - Луи Армстронг, за ним Бинг Кросби, следующий за ним, прозванный просто "голосом", Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул. Женщины внесли свою лепту и немалую: Бесси Смит, которую прозвали "императрицей блюзов", за ней имена Билли Холлидэй, Элла Фитцджеральд, уникальная певица Сара Воен.
«Мейнстрим». После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке.
Причем это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах, такие как Бэн Уэбстер, Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон и другие. Сами руководители биг-бэндов — Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Не принимая новаторские приёмы наступающег бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий.
Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших название «комбо», в рамках которых было гораздо больше
простора для импровизаций. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим, или главное течение.
Некоторых из самых прекрасных исполнителей этой эпохи можно было услышать в прекрасной форме на джемах 1950-х, когда аккордная импровизация уже
получила преимущественное применение по сравнению с методом раскрашивания мелодии, характерная для эпохи свинга.
Вновь возникнув как свободный стиль в конце 1970-х и 1980-х, «мейнстрим» впитал в себя элементы кул-джаза, бибопа и хардбопа. Термин «современный
мейнстрим» или «постбибоп» используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.
«Соул-джаз». Близкий родственник хардбопа, соул джаз представлен малыми, базирующимися на органе мини-составами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афро-американской духовностью. Большинство великих органистов джаза пришло на сцену в эпоху соул джаза: Джимми Макгрифф, Чарльз Эрланд, Ричард «Грув» Холмс, Лес Мак-Кейн, Дональд Паттерсон, Джек Макдафф и Джимми «Хаммонд» Смит. Все они вели в 1960-х свои группы, часто играя в небольших помещениях в составе трио. Тенорсаксофон в этих ансамблях также был заметной фигурой, добавляя свой голос в общую смесь, подобно голосу проповедника в госпелах.
Такие светила, как Джин Эммонс, Эдди Харрис, Стэнли Террентайн, Эдди «Столбняк» Дэвис, Хьюстон Персон, Хенк Кроуфорд и Дэвид «Болван» Ньюман, а так же и члены ансамблей Рэя Чарльза конца 1950-х и 1960-х часто расцениваются как представители стиля соул-джаз. То же относится и к Чарльзу Мингусу. Как и хардбоп, соул-джаз отличался от джаза Западного Побережья: Эта музыка вызывала страсть и сильное чувство единения, а не одиночества и эмоциональной прохлады, свойственных уэст-коэст джазу. Стремительно закрученные мелодии соул джаза, благодаря частому использованию остинатных басовых фигур и повторяющихся ритмических семплов сделали эту музыку весьма доступной широкой публике. К числу хитов, рождённых соул джазом относятся, например композиции пианиста Рэмси Льюиса «Посвященные» («The In Crowd»-1965) и Харриса-МакКейна «По сравнению с чем» («Compared To What»-1969). Не следует путать соул джаз с тем, что теперь известно, как «соул музыка». Несмотря на частичное влияние госпела, соул джаз вырос из бибопа, а корни соул-музыки восходят непосредственно к популярному с начала 1960-х ритм энд блюзу.
С развитием джаза усложнялись ритмы, а в 60-е годы джазовые оркестры вновь предавались импровизациям на выступлениях.
«Новая волна» джаза захлестнула мир в 60-е годы: это считается джаз тех самых вышеупомянутых импровизаций. Выходя выступать, оркестр не мог предположить в каком направлении и в каком ритме будет их выступление, никто из джазистов не знал заранее, когда произойдет перемена темпа и скорости исполнения. И также необходимо сказать, что подобное поведение музыкантов не означает, что музыка была несносной: наоборот, появился новый подход исполнения уже существующих мелодий. Проследив развитие джаза, мы можем убедиться, что это постоянно меняющаяся музыка, но которая не теряет своей основы на протяжении лет.
/По материалам сети "Интернет"/